Подвижные игры на природе – Игры на природе

Учебно-методический материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему: Раздел «Туризм в Детском саду» Занимательные подвижные игры на природе.

ИГРЫ ВЕСЁЛОГО РЮКЗАЧКА.

Занимательные подвижные игры на природе.

Задачи: оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи оказывают всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребёнка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.

Цель: совершенствование освоенных ранее детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.

Лиса и мыши.

Животным нелегко живётся в дикой природе. Они постоянно борются за выживание. Хищник должен питаться, добыча старается от него ускользнуть. В этом поединке у каждого свои преимущества.

Подготовка: необходимо подготовить площадку для игры. Она должна быть сухой, на ней не должно быть зарослей или молодых деревьев. Её размер зависит от количества игроков: на 10 человек примерно 40*40 метров. Проводить игру лучше осенью, понадобится много сухих листьев. Листья сгребают в небольшие кучи, которые будут играть роль мышиных нор. Мышей должно быть больше, чем нор. Количество нор должно быть вдвое меньше количества участников. Нужно также обустроить «станцию реанимации» — она должна быть обозначена кругом из листьев, веток или камней.

Правила и ход игры: один из участников будет лисой (можно выбрать двух водящих), другие – мышами. Мыши не могут выходить за пределы игровой площадки. Лиса пытается поймать мышей. Как только она касается мыши, та становится узницей и ложится (приседает, садится на корточки и т.д.) на землю. Одна мышь-узница может быть спасена двумя другими мышами: они должны её перенести на станцию реанимации. Как только мышь засунула голову в норку (куча листьев), она в безопасности и лиса не может к ней прикоснуться. Но норка может укрыть за один раз только одну мышь. Если мышь подбегает к уже занятой норке, она кричит: «Выходи отсюда, мышь!» Тогда находящаяся в норке мышь должна найти другую норку. Когда лиса стучит 3 раза по специально отведённой ветке (колокольчик, бубен), все мыши должны поменяться норками. Игра заканчивается тогда, когда все мыши становятся узниками. Если через 10 минут после начала игры лиса не смогла поймать всех мышей, то игроки меняются ролями: главная мышь, выбранная до начала игры, свистит, подавая сигнал (это может быть и взрослый). В этот момент все мыши (даже узники) начинают преследовать лису.  Тот, кто сделает её узницей, сам становится лисой.

В поисках сокровищ.

Поиграем в пиратов! Где – то спрятано сокровище. У нас есть некоторые указания, план… и много желающих обнаружить тайник. Посмотрим, кто же его найдёт первым?

Подготовка: сокровищем могут быть сувениры, сладости и т.д. Сокровище можно положить в банку, коробку или ящик, который можно раскрасить как сундук.  Принять участие могут 2, 3 или 4 команды. Каждая команда состоит из 3-6 человек. Потребуется бумага, карандаши, компас и карта. Можно взять фляжку с водой. Необходимо выбрать для игры большую площадку с зарослями, деревьями, оврагами и пригорками. Придумываются таинственные послания и прячут их  в различных местах (организатор игры): закопать, привязать к ветке, спрятать под камнем и т. д.

Правила и ход игры:  игра включает в себя несколько этапов (например, пять). Вначале каждая команда получает конверт, в котором содержится указание, как найти следующее сообщение, спрятанное дальше. И так далее. В последнем сообщении раскрывается местоположение тайника. Сообщение может быть закодировано. Можно нарисовать план, используя симпатические чернила,  или  разрезать его как пазл. Каждое послание содержит два указания: маршрут следования к следующему сообщению и информацию, как найти его точное местоположение. На одном из отрезков пути можно не рисовать план, а указать дорогу при помощи специальных знаков. Каждый раз требуется два конверта. В первом содержится загадочное послание. Во втором первое послание расшифровано, чтобы в случае ошибки можно было найти верный путь. Если команда вскрывает второй конверт, то она должна вернуться на один этап назад или выполнить дополнительное задание. Каждой команде можно придумать название и эмблему, которая будет изображена на конвертах. Естественно команды не имеют право брать чужие конверты.

Полоса препятствий.

Это один из вариантов спортивных соревнований. Кто будет самым ловким, самым быстрым? Для этой игры лучше собрать большое количество  участников. Создайте несколько команд.

Подготовка: можно предложить какую-нибудь тему соревнований, например, исследователи заблудились в джунглях. Они должны перейти реку, перебраться через скалы, проложить себе дорогу через лесную поросль, преодолеть овраг с помощью лиан и т.д. Организовать полосу препятствий можно на пересеченной местности. Маршрут можно разнообразить, используя неровности выбранного участка. Можно воспользоваться тем, что есть уже на месте. Следует четко   обозначить маршрут. Препятствия должны быть простыми и понятными. Маршрут должен быть разнообразным. Надо предусмотреть участки для бега между препятствиями. Сами препятствия должны быть надёжными, чтобы избежать несчастных случаев. Все препятствия должны быть знакомыми и ранее отработанными. Маршрут содержит некоторое количество препятствий, которые надо преодолеть. Они могут различаться по количеству затраченного времени, по уровню сложности, а также зависит от возраста и подготовки участников. Если естественных препятствий нет или же они не вполне подходят для соревнований, то можно их сделать или изменить под себя.

Правила и ход игры: (эстафета) каждая команда состоит из 5 участников.  Маршрут разделён на 4 отрезка, каждый из которых составляет от 30 до 100 метров в длину. Колышек с номером ставится в начале каждого отрезка. Первый и пятый участник встают в начале маршрута, второй – у таблички с №2, третий – у №3 и т.д. Первый участник держит в руках эстафетную палочку. Он пробегает первую часть маршрута и отдаёт палочку участнику под №2 и остаётся ждать у таблички под №2. Второй участник пробегает вторую часть и отдаёт палочку третьему участнику и т.д.  Номер 4 отдаёт палочку №5, №5 пробегает первую часть и передаёт эстафету №1. Номер 1  пробегает вторую часть и т.д. Таким образом, каждый участник должен пробежать все отрезки маршрута. Не надо давать старт сразу всем командам: соперники могут столкнуться. Время лучше засекать секундомером.

Виды эстафет: бег на время; прыжки через лежащее дерево,  через ручей,  через барьер с опорой на руки;  серия прыжков с кочки на кочку, с высоты; восхождение на гору,  деревянная лестница, верёвочная лестница; ползание через трубу, через серию препятствий; удерживание равновесия на бревне, камнях; перемещение, цепляясь руками, в висячем положении.

Ралли на природе.

Смысл игры заключается в том, что участники должны пройти маршрут, который состоит из нескольких этапов, и преодолеть испытания. Возможны любые варианты игры.  Организуется в лесу трасса и предлагаются различные конкурсы, связанные с природой.

Подготовка:  для подготовки к игре команда организаторов должна быть многочисленной. Нужно точно обозначить трассу и задания. На каждом этапе один из организаторов будет проводить конкурсы. Участников в ралли может быть много. Они распределяются на группы, в каждой из которой будет минимум 3 человека. Трасса может быть обозначена по-разному. Можно дать карту каждой команде, можно использовать зашифрованные послания или же отметить правильную дорогу знаками. Трасса будет интереснее, если она проходит через труднопроходимые места, можно сделать ложные тропинки. Чтобы обозначить дорогу, вместо знаков можно использовать следы животных. Вырезается силуэт (контур, оттиск, печатка и т.д.) на деревянном бруске или каком-либо  другом твёрдом материале и ставятся эти отпечатки на равномерном расстоянии друг от друга на земле или песке.  Но не забудьте предложить вопросы и задания.

Правила и ход игры: во время прохождения трассы игроки должны заполнить вопросник. В некоторых точках маршрута один из организаторов ждёт их, чтобы предложить им выполнить задание. Каждый вопрос и каждое задание оценивается определенным количеством баллов. При определении победителя учитываются время прохождения маршрута и количество набранных баллов.

Примеры заданий: назвать цветок, узнать дерево по его коре с закрытыми глазами, узнать животное по следам, определить растение по запаху, определи по приметам и т.д. Можно предложить несколько спортивных состязаний.

Примеры вопросов:  Какие из этих растений находятся под охраной? Как называется самка кабана? (кабаниха) Где живут муравьи? (в муравейнике) и т.д.

На природе также можно играть и в простые дворовые подвижные игры: «Гуси-  лебеди», «10 палочек», «Тише едешь — дальше будешь», «Казаки — разбойники», «12 записок», «Вышибалы», «Горелки», «Колдуны», «Хвостики», «»Хвост дракона»,  «Чехарда» и т.д.

nsportal.ru

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИРОДЕ — Статьи — Каталог статей

Для детей в возрасте 4 – 7 лет подвижные игры на свежем воздухе особенно полезны, поскольку в это время тело ребенка активно развивается. Игры – это замечательный способ развития двигательной активности, координации движений, ловкости и выносливости. Подвижные игры на природе могут порадовать не только детей, но также и взрослых. Во время пикника можно организовать настоящие «веселые старты», а затем с удовольствием скушать полагающиеся участникам «призы». Чем больше игроков будет участвовать в соревнованиях, тем веселее они будут.

Самая знаменитая и любимая подвижная детская игра – прятки. Дети выбирают водящего, который с закрытыми глазами отсчитывает счет и приступает к поискам спрятавшихся участников игры. Если ему удается кого-то найти, он должен первым прибежать к «дому» и дотронуться до него. Роль «дома» может выполнять дерево, стена и т.п. У игры существует множество версий. В некоторых из них участники могут «перепрятываться», чтобы водящему труднее было их найти.

Салочки (пятнашки, ладки) – участники перебегают по игровому полю, а водящий должен дотронуться до них рукой («осалить», «запятнать»). Кого «осалили» – тот будет новым водящим. Игра может быть усложнена. Например, от водящего разрешается прыгать на одной ноге или бегать, придерживаясь за ухо.

В игре «выбивной» выбираются два водящих, которые располагаются по разные стороны площадки. Все игроки – это «зайцы», которых водящие должны выбивать мячом. Победителем объявляется «заяц», который продержался дольше всех.

Чехарда – водящий принимает согнутое положение, остальные участники должны через него перепрыгнуть. По ходу игры её сложность возрастает, поскольку водящий начинает постепенно выпрямляться. Новым водящим становится тот, кто первым допустит в прыжке ошибку.

Различные эстафеты – командные игры, в которых обычно участвуют 2 группы по 4 – 6 человек. Сложность эстафеты зависит от возраста её участников. Например, прохождение «полосы препятствий». Победителем объявляется та команда, которая пройдет её быстрее. Можно также переносить предметы без помощи рук, прыгать в мешке, наливать воду в большую ёмкость маленькой чашкой и т.п.

Игра «волшебное слово» развивает детскую внимательность. Ведущий находится в центре круга, который образуют остальные участники. Они выполняют команды ведущего, но только при условии, если он добавляет к ним определенное «волшебное слово». Команду без «волшебного слова» выполнять не следует. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

В игре «третий лишний» должно быть нечетное количество игроков. Дети парами выстраиваются в круг, вокруг которого догоняющий водящий бегает за убегающим водящим. Убегающий водящий должен быстро занять место спереди одной из пар. Лишний участник пары занимает место убегающего водящего. Если догоняющему водящему удается поймать убегающего водящего – они меняются местами.

Популярная детская игра на природе – «море волнуется раз». Водящий отворачивается в сторону, в это время остальные игроки беспорядочно перемещаются по игровой площадке, изображая волнующееся «море». Водящий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» В это мгновенье игроки должен замереть в позе какого-нибудь морского животного. Шевелиться и смеяться нельзя. Далее водящий подходит к одному из игроков и прикасается к нему. Теперь выбранный игрок должен показать морское животное, а водящий – отгадать морскую «фигуру».

Для игры «рыбак и рыбка» потребуется скакалка. Участники образуют круг, а водящий становится в его центр. Радиус круга не должен превышать длину скакалки. «Рыбак» вращает скакалку над самой землей, а участники – «рыбки» перепрыгивают через неё, стараясь не «попасться на удочку». Если «рыбка попалась», «рыбак» меняется с ней ролями. Правила игры могут быть усложнены. Например, водящий постепенно приподнимает скакалку, вынуждая игроков подпрыгивать выше.

Это далеко не полный перечень подвижных игр для детей на природе. Вы можете придумать собственную захватывающую и веселую игру. Для этого достаточно проявить немного фантазии и видоизменить стандартные правила известных игр.

ds410.ucoz.ru

Консультация для педагогов «Подвижные игры и игровые упражнения с детьми на природе «

 

«Подвижные игры и упражнения с детьми на природе»

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются

наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от ловишки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.

Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

У ребенка с помощью подвижных игр расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.

Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребенка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. Большинство подвижных игр – это практически народное достояние, в каждом доме они передаются от родителей детям.

Подвижные игры с детьми на природе порадуют не только самих детей, но и их родителей. Выезжая всей семьей на пикник, можно устроить целые «веселые старты», а потом дружно скушать «призы». В подвижные игры можно играть и вдвоем-втроем, но, конечно же, чем больше игроков – тем веселей проходит игра. В какие же подвижные игры можно поиграть с детьми на природе?

Одна из самых знаменитых и любимых во всем мире подвижных игр – прятки. Какова бы ни была разновидность пряток, суть этой игры всегда одна: выбирается водящий, он с закрытыми глазами отсчитывает определенное количество времени и начинает искать спрятавшихся. Если водящий кого-то находит, то он должен первым добежать до «дома» и дотронуться до него. «Домом» может быть стена, дерево и т.д. В разных версиях этой игры, участники могут все время «перепрятываться», чтобы водящий их не нашел.

Пятнашки, салочки, ладки – у этой игры множество названий. Участники игры бегают по игровому полю, задача водящего – дотронуться до них рукой, т. е. «осалить» или «запятнать». Кого «запятнали» — тот становится новым водящим. Правила игры могут быть усложнены, например, разрешается бегать, только держась за ухо, прыгать на одной ноге и т.д.

Чехарда – замечательная подвижная игра, в наше время слегка подзабытая. Водящий находится в согнутом положении, задача остальных участников – перепрыгнуть через него. По мере игры сложность возрастает – водящий постепенно выпрямляется. Кто ошибется в прыжке – становится новым водящим.

Игра детства для многих из нас – «выбивной». Выбираются два водящих, они становятся по разные стороны игровой площадки. Игроки на площадке – «зайцы». Задача водящих – мячом выбить как можно больше «зайцев» с поля. Вносят в игру разнообразие дополнительные элементы. Определенные подачи оглашаются особыми. Например, «жизнь» (такой мяч можно ловить), «бомба» (все «зайцы» должны присесть). «Заяц», который дольше всех продержался – побеждает.

Всевозможные эстафеты – неисчерпаемый источник веселья. Эстафета – командная игра, обычно участвуют две команды по 4-6 человек. В зависимости от возраста детей уровень сложности эстафет может быть разным. Например, можно по очереди проходить «полосу препятствий», чья команда быстрее – та и объявляется победителем. Если усложнить задачу, например, прыгать в мешке, бем помощи рук переносить какой-нибудь предмет, наполнять маленькой чашкой большой сосуд – игра станет еще интереснее.

Разные вариации игры «третий лишний», конечно же, подойдут для нечетного количества игроков. Обычно в этой игре дети парами становятся в круг, а два водящих – догоняющий и убегающий – бегают вокруг этого круга. Убегающий может быстро занять место впереди одной из пар. Тогда тот участник пары, который остался лишним становится на место убегающего. Догоняющий остается прежним. Если догоняющему удастся поймать убегающего – то они меняются ролями.

Игра «Волшебное слово», в западных странах более известная как «Саймон сказал», ориентирована на внимательность детей. Ведущий становится в круг, который образуют остальные участники. Игроки выполняют команды ведущего, но только в том случае, если он сказал «волшебное слово», например, «пожалуйста» или «Саймон сказал». Если команда была дана без этого слова, ее выполнять не следует. Игроки, которые ошиблись – выбывают.

«Море волнуется раз…» — тоже очень веселая игра из нашего детства. Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.

«Красная шапочка, белое перо…» — наверняка многие помнят эту подвижную игру. Участники делятся на две команды, поровну. Каждая команда сплетает руки – становится «цепью». Команды становятся на некотором расстоянии друг от друга. По очереди команды вызывают игроков из противоположной команды: «Красная шапочка, белое перо, вызываю [имя игрока] и больше никого!». Вызванный игрок должен подбежать к вызвавшей его команде и попытаться с разбегу «разорвать цепь». Если ему это удается, то он забирает с собой одного игрока (того, на ком «разорвалась цепь»). Если нет – то он остается в команде противников, а его команда пропускает ход. Побеждает команда, в которой к окончанию игры останется больше участников.

«Рыбак и рыбка» — игра для «попрыгунчиков». Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать все выше.

Во время проведения подвижных игр малыши так же развивают и совершенствуют коммуникативные навыки.

В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд, в зависимости от настроения детей и характера двигательной нагрузки. Общая продолжительность подвижных игр составляет от 5 до 15 минут (в зависимости от возраста детей и физической нагрузки). 

Составила: воспитатель Бывальцева С.В.

edu.tatar.ru

Развлечения на природе, подвижные игры на пикнике для взрослых и детей, часть вторая

Дом Советов снова готов
поделиться с вами идеями увлекательных
игр, которые «оживят» ваш пикник.

Другие статьи этого цикла: Развлечения на природе, подвижные игры на пикнике для взрослых и детей и Развлечения на природе, подвижные игры на пикнике с мячом.

Третий лишний

В этой игре может
участвовать большая компания. Все
разбиваются по парам, один игрок в паре
становится за другим. Пары расходятся
по поляне на расстоянии не менее 2 метров
друг от друга (чтобы удобно было бегать).
Одна пара выбирается по жребию начать
игру. Эти два игрока поворачиваются
спиной друг к другу и расходятся на 10
шагов. Один игрок из этой пары пытается
догнать другого, перемещаясь между
парами. В любой момент убегающий
становится перед парой, оказавшейся
возле него и говорит: «Третий лишний».
После этой фразы, убегать начинает тот,
кто стоял вторым в данной паре. Догонявший
теперь пытается догнать игрока, которого
«выжили» из его пары. Если этот человек
зазевается и будет пойман, он становится
догоняющим и ловит того, кто в данный
момент «третий лишний».

Импровизированный
квест

Эта, набирающая
популярности игра, может с большим
успехом увлечь и детей и взрослых на
природе. Если желающих участвовать в
квесте много, игроков можно поделить
на команды. В этом случае, задача каждой
команды, — найти клад (или придти к
конечному пункту) первой. Для организации
квеста на природе, дома нужно посвятить
один вечер подготовке к игре. Приготовьте
бумагу для записок или стрелочек.
Запаситесь маркерами, скотчем, нитками
и парой пустых пластиковых бутылок, —
все это поможет оставлять записки в
самых неожиданных местах на маршруте.
Приготовьте заранее клад (пакет конфет
или что-то в этом роде). Оказавшись на
месте, пишите записки и располагайте
их на деревьях, слегка засыпанными
листьями, плавающими в пустых бутылках
у берега речки и так далее. Сложность
маршрута и «простота» изложения этого
маршрута в записках, зависят от того,
для какого возраста вы организовываете

квест. Если будут участвовать только
дети, — учтите это, пишите понятные
записки большими печатными буквами.
Если по маршруту квеста пойдут взрослые,
— прячьте записки понадежнее, в записках
можете писать «намеками» и так далее,
— пусть участники проявят всю свою
смекалку и сообразительность.

Шарики атакуют.

Для этой игры понадобится
покрывало и не менее десяти воздушных
шариков или небольших мячиков (подойдут
массажные). Два взрослых натягивают
покрывало над землей, так, чтобы получилась
«стеночка». По обе стороны покрывала
становятся две команды. В каждой команде
должно быть не менее двух человек. По
сигналу на поле выбрасываются надутые
шарики или мячи. Задача команд, —
перебрасывать через покрывало мячи на
территорию «противника». По сигналу
ведущего обе команды останавливаются
и смотрят, на чьем поле в этот момент
осталось меньше мячей, та команда и
выиграла. Команды меняются полями и
продолжают игру.

novoston.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *