1 января | Григорий, Илья, Тимофей, Аглая. |
2 января | Антон, Даниил, Иван, Игнат, Ян. |
3 января | Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Сергей, Ульяна, Юлиана. |
4 января | Дмитрий, Теодор, Федор, Анастасия. |
5 января | Василий, Давид, Иван, Макар, Павел, Ян. |
6 января | Ахмед, Иннокентий, Николай, Сергей, Агата, Евгения, Клавдия. |
7 января | |
8 января | Александр, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Константин, Леонид, Михаил, Николай, Августина, Агриппина, Анфиса, Мария. |
9 января | Лука, Степан, Теодор, Тихон, Федор, Антонина. |
10 января | Александр, Аркадий, Ефим, Игнат, Леонид, Николай, Петр, Симон, Агата. |
11 января | Вениамин, Георгий, Егор, Иван, Лаврентий, Марк, Ян, Агриппина, Анна, Варвара, Евдокия, Ефросинья, Матрена, Наталья. |
12 января | Антон, Даниил, Лев, Макар, Анисия, Арина, Ирина, Мария. |
13 января | Михаил, Петр, Мелания. |
14 января | Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Еремей, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Яков, Ян, Эмилия. |
15 января | Василий, Кузьма, Марк, Петр, Серафим, Сергей, Ульяна, Юлиана. |
16 января | Гордей, Арина, Ирина. |
17 января | Александр, Аристарх, Артем, Архип, Афанасий, Денис, Ефим, Иосиф, Клим, Лука, Марк, Николай, Остап, Павел, Прохор, Родион, Семен, Станислав, Степан, Тимофей, Трофим, Филипп, Эраст, Яков. |
18 января | Григорий, Иосиф, Лукьян, Матвей, Роман, Сергей, Фома, Аполлинария, Евгения, Татьяна. |
19 января | Иван, Ян. |
20 января | Афанасий, Василий, Иван, Ян. |
21 января | Антон, Виктор, Владимир, Вольдемар, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Егор, Емельян, Илья, Михаил, Эмиль, Юлиан, Василиса, Доминика. |
22 января | Захар, Павел, Петр, Филипп, Антонина. |
23 января | Анатолий, Григорий, Макар, Павел, Петр, Арсения. |
24 января | Виталий, Владимир, Вольдемар, Иосиф, Михаил, Николай, Степан, Теодор, Федор. |
25 января | Илья, Макар, Петр, Савва, Татьяна. |
26 января | Афанасий, Елизар, Максим, Петр, Яков. |
27 января | Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Макар, Марк, Павел, Савва, Сергей, Степан, Ян, Нина. |
28 января | Гавриил, Иван, Михаил, Павел, Прохор, Ян, Алена, Елена, Илона. |
29 января | Иван, Максим, Петр, Симон, Ян, Леонилла, Неонила. |
30 января | Антон, Виктор, Георгий, Егор, Иван, Павел, Ян, Антонина. |
31 января | Александр, Афанасий, Владимир, Вольдемар, Дмитрий, Евгений, Емельян, Илларион, Кирилл, Максим, Михаил, Николай, Сергей, Эмиль, Ксения, Мария, Оксана. |
1 февраля | Антон, Арсений, Ефим, Макар, Марк, Николай, Петр, Савва, Теодор, Федор. |
2 февраля | Ефим, Захар, Лаврентий, Лев, Павел, Инна, Римма. |
3 февраля | Евгений, Иван, Илья, Максим, Ян, Агния, Анна. |
4 февраля | Гавриил, Георгий, Егор, Ефим, Иван, Иосиф, Леон, Леонтий, Макар, Николай, Петр, Тимофей, Эммануил, Яков, Ян. |
5 февраля | Геннадий, Клим, Серафим, Теодор, Федор, Евдокия, Екатерина, Катарина, Милица. |
6 февраля | Денис, Иван, Николай, Павел, Тимофей, Ян, Ксения, Оксана. |
7 февраля | Александр, Анатолий, Борис, Виталий, Владимир, Вольдемар, Григорий, Дмитрий, Петр, Степан, Феликс, Филипп. |
8 февраля | Аркадий, Гавриил, Давид, Иван, Иосиф, Клим, Петр, Семен, Теодор, Федор, Ян, Мария. |
9 февраля | Дмитрий, Иван, Петр, Ян. |
10 февраля | Варфоломей, Владимир, Вольдемар, Георгий, Егор, Игнат, Леонтий, Теодор, Федор, Ольга. |
11 февраля | Дмитрий, Иван, Игнат, Константин, Лаврентий, Леонтий, Лука, Роман, Юлиан, Яков, Ян. |
12 февраля | Василий, Владимир, Вольдемар, Григорий, Иван, Максим, Петр, Степан, Теодор, Федор, Ян, Пелагея. |
13 февраля | Афанасий, Виктор, Иван, Илья, Никита, Ян. |
14 февраля | Василий, Гавриил, Давид, Николай, Петр, Семен, Тимофей. |
15 февраля | Василий. |
16 февраля | Адриан, Владимир, Вольдемар, Иван, Михаил, Николай, Павел, Роман, Семен, Симон, Тимофей, Ян, Анна. |
17 февраля | Александр, Алексей, Андрей, Аркадий, Борис, Василий, Георгий, Дмитрий, Егор, Ибрагим, Иван, Иосиф, Кирилл, Михаил, Николай, Остап, Петр, Серафим, Сергей, Теодор, Федор, Юрий, Ян, Анна, Екатерина, Катарина. |
18 февраля | Антон, Макар, Михаил, Агата, Александра, Василиса. |
19 февраля | Александр, Анатолий, Арсений, Василий, Дмитрий, Иван, Максим, Севастьян, Юлиан, Ян, Кристина, Мария, Марта, Марфа. |
20 февраля | Александр, Алексей, Лука, Петр. |
21 февраля | Александр, Андрей, Захар, Макар, Петр, Савва, Семен, Сергей, Степан, Теодор, Федор. |
22 февраля | Василий, Геннадий, Иван, Иннокентий, Петр, Тихон, Ян. |
23 февраля | Аким, Антон, Аркадий, Василий, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Лука, Марк, Петр, Прохор, Семен, Ян, Анна, Валентина, Галина. |
24 фе |
my-calend.ru
Именины. Христианские имена
(203 голоса: 4.3 из 5)
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
- Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
- Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
- В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для святой воды, красивые свечи для молитвы, книги , аудио и видеодиски духовного содержания.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые молитвы ко святым.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
azbyka.ru
Именины и День Ангела
Именины – духовный день рождения, день памяти святого покровителя, имя которого было дано человеку при крещении. Днем Ангела считается день крещения. Но в народе эти два понятия часто отождествляют, несмотря на их разное значение.
Именины по именам
Выберите имя со списка популярных
Или найдите имя в расширенном списке
АаронАвгустинаАвдейАгатаАглаяАгнияАгриппинаАдамАдрианАзаАзатАифалАкакийАкилинаАкимАлевтинаАлександрАлександраАлексейАленаАлимАллаАнастасияАнатолийАнгелинаАндрейАнисияАннаАнтонАнтонинаАнфисаАполлинарияАполлонАриаднаАринаАристархАркадийАрсенийАрсенияАртемАрхипАфанасийАхмедБогданБорисВадимВалентинВалентинаВалерийВалерияВарвараВарфоломейВасилийВасилисаВениаминВераВероникаВикторВикторияВиринеяВиталийВладимирВладиславВольдемарВсеволодВячеславГавриилГалинаГеннадийГеоргийГерманГлафираГлебГликерияГордейГригорийДавидДаниилДарьяДементийДемидДемьянДенисДжулияДинараДмитрийДоминикаЕваЕвгенийЕвгенияЕвдокияЕвлалияЕвстолияЕгорЕкатеринаЕленаЕлизаветаЕлизарЕлисейЕмельянЕремейЕфимЕфросиньяЗахарЗинаидаЗлатаЗояИбрагимИванИваннаИгнатИгорьИисусИларияИлларионИлонаИльяИннаИннокентийИосифИраидаИраклийИринаИсмаилИяКалерияКапитолинаКатаринаКираКириллКириллаКлавдияКлимКонстантинКристинаКсенияКузьмаЛаврентийЛарисаЛевЛеонЛеонидЛеониллаЛеонтийЛидияЛукаЛукьянЛюбовьЛюдмилаЛюцияМагдалинаМакарМаксимМаксимилианМаргаритаМарианнаМаринаМарияМаркМартаМартинМарфаМатвейМатренаМеланияМилицаМиронМирраМитрофанМихаилМстиславНадеждаНазарНатальяНеонилаНесторНикаНикитаНиколайНилНинаНоннаОксанаОлегОльгаОстапПавелПелагеяПетрПлатонПотапПрасковьяПрохорПульхерияРаисаРафаэльРиммаРодионРоманРостиславРуфинаСабинаСавваСавелийСаломеяСамсонСамуилСараСветланаСвятославСевастьянСеменСерафимСерафимаСергейСимонСоломонСофияСтаниславСтепанСтефанияСюзаннаТаисияТамараТарасТатьянаТеодорТимофейТихонТрофимУльянаУстиньяФаинаФевронияФедорФеклаФеликсФилиппФомаФотинияХаритонЭмилияЭмильЭммануилЭрастЮлианЮлианаЮлийЮлияЮрийЮстинаЯковЯнЯнаЯрополкЯрослав | Перейти |
Именины сегодня
Сегодня, 4 июля, по церковному православному календарю отмечается 15 именин:
Алексей, Антон, Георгий, Егор, Иван, Максим, Никита, Николай, Теодор, Федор, Юлиан, Юлий, Ян, Анастасия, Василиса.
Ближайшие именины
5 июля | Василий, Гавриил, Геннадий, Григорий, Теодор, Федор, Ульяна, Юлиана. |
6 июля | Александр, Алексей, Антон, Артем, Герман, Иосиф, Митрофан, Петр, Святослав, Теодор, Федор, Агриппина. |
7 июля | Антон, Иван, Никита, Яков, Ян. |
8 июля | Василий, Давид, Денис, Константин, Николай, Петр, Семен, Теодор, Федор, Ефросинья, Феврония. |
9 июля | Георгий, Давид, Денис, Егор, Иван, Нил, Павел, Тихон, Ян. |
Узнайте дату ваших именин
Как определить дату именин
Именины – совпадающая с днем рождения человека или ближайшая после него дата памяти святого, имя которого было дано при крещении. Они могут быть только один раз в году. Если у святого несколько памятных дней, то остальные даты считаются «малыми именинами» человека.
Внимание! Небесный покровитель выбирается из списка святых, которые были причислены к таковым раньше года рождения человека.
my-calend.ru
женские, мужские, по церковному календарю и как поздравить?
Именины сегодня — пожалуй, самый важный праздник в жизни каждого воцерквленного человека. По правилам, если родители все сделали по канонам церкви, этот праздник совпадает с реальным днем Вашего рождения. Дело в том, что имя, которое человек носит, принадлежит обычно святому, который считается его небесным покровителем.
Церковь чествует святого по различным поводам — рождение, кончина, знаковые события в его земном житии. Соответственно, каждый святой может иметь более одного дня памяти. Все они занесены в специальный календарь, который называется Святцами, и на Руси всегда по этим самым Святцам называли детей.
Имя зависело от даты рождения, было привязано к ней. После отхождения страны от Бога в советский период, уменьшения роли церкви в процессе записи актов гражданского состояния, традиция практически отмерла.
Сегодня именины вновь возрождаются с восстановлением влияния церкви (не столько политического, сколько морального), а родители все чаще пытаются связать их с реальной датой рождения, и назвать ребенка подходящим именем.
Правила значительно мягче, чем ранее, но не рекомендуется называть детей именами святых, день памяти которых еще не наступил в текущем году.
Кроме того, великое множество святых было прославлено в конце ХХ века как новомученики и исповедники — практически любое традиционное имя (особенно Александр и Владимир), можно теперь найти в Святцах на любой день.
Чьи именины 4 июля?
Согласно традиционным святцам, 4 июля именины празднуются у тех, кто при крещении получил такие женские или мужские имена: Анастасия, Василиса, Антон, Никита, Федор, Юлиан и Юлий.
Кроме того, в церковном календаре на 2019 год отмечено, что именинники в этот день также те, кого назвали в честь лишь недавно канонизированных новомучеников Алексея, Георгия, Егора, Ивана, Ионы и Николая.
Читать далее про именины 4 июля 2019 года » Смотрите также все именины в июлеКак праздновать?
Благочестивая традиция, которая соответствовала духу и смыслу праздника в старые времена, возрождается сейчас. Учитывая, что именины сегодня — день памяти святого, чье имя Вы носите, необходимо обращаться к нему с молитвенным славословием. Можно пойти в церковь, ставить свечи и мысленно общаться с Господом и Его угодником, который покровительствует Вам на всяком этапе Вашего жизненного пути.
Православные христиане, причащаясь в первый раз после принятия святого Крещения, имеют впоследствии традицию приобщаться Тела и Крови Христовой в день ангела, сегодня ли он или в любой иной день, с особым трепетом и благоговением. Это, однако, не значит, что причащаться стоит только в день рождения — прибегать к этому спасительному средству нужно, по возможности, почаще.
Необходимо искренне и проникновенно просить о помощи, но не ограничиваться только молитвой. Вера — это хорошо, но одна лишь она, без добрых дел, будет ничтожна. Верите в Господа и утверждаете, что живёте по законам Божьим, но при этом не поможете старушке-соседке донести до квартиры тяжёлый пакет? Это не вера, это — притворство, и перед собой, и перед Богом.
Если Ваш день ангела сегодня, Вам, (как и в любой иной день, впрочем), нужно творить добрые дела, раздавать милостыню, творить добрые дела и относиться
felomena.com
1 июля: | Ангелина Василий Мартин |
2 июля: | Алина Карина |
3 июля: | Андрей Глеб Дмитрий Елисей Инесса Инна Лука Марк Римма |
4 июля: | Анастасия Василиса Георгий Елизавета Ефим Изабелла Максим Мартин Никита Патрик |
5 июля: | Василий Геннадий Евсей Зинаида Ульяна |
6 июля: | Алексей Артем Артемий Герман |
7 июля: | Иван Никита |
8 июля: | Альберт Василий Давид Денис Изабелла |
9 июля: | Георгий Денис Иван Павел Полина |
10 июля: | Владимир Георгий Жанна Иван Иоанна Лука Мартин |
11 июля: | Василий Герман Иван Павел Пелагея |
12 июля: | Павел |
13 июля: | Андрей Гарри Григорий Динара Иван Матвей Михаил |
14 июля: | Ангелина Аркадий Василий Джеймс Иван Камиль Кузьма Лев Леон Павел |
15 июля: | Анжелика Арсений Вальдемар Давид Максим Марк |
16 июля: | Анатолий Василий Георгий Иван Марк Михаил Родион |
17 июля: | Алексей Анастасия Андрей Дмитрий Ефим Марк Михаил |
18 июля: | Агния Анна Василий Елизавета Камиль |
19 июля: | Анатолий Андрей Валентин Василий Виктор Глеб Евгения Ефим Иннокентий Мартин Ульяна |
20 июля: | Герман Грета Евдокия Маргарита |
21 июля: | Дмитрий |
22 июля: | Андрей Иван Кирилл Михаил Платон |
23 июля: | Георгий Даниил |
24 июля: | Алена Аркадий Елена Илона Кристина Луиза |
25 июля: | Арсений Джеймс Ефим Иван Михаил |
26 июля: | Аким Мирослав |
27 июля: | Анфиса Иван Ираклий Лилиана Лилия |
28 июля: | Вальдемар Василий Владимир Назар |
29 июля: | Алевтина Валентина Иван Марта Павел |
30 июля: | Ангелина Маргарита Марианна Марина Ричард |
31 июля: | Иван Илона Кузьма |
1000imen.ru
Календарь Именин
Календарь Именин по Месяцам
Именины – это праздничный календарный день наполненный духовным смыслом. В этот день традиционно вспоминают святого, в честь которого был назван человек. Этот святой становится впоследствии небесным заступником человека, или как еще говорят Ангелом-хранителем. Для православных жителей, именины считались более важным праздником, чем сам день рождения.
Церковный Календарь Именин
На Руси вместе с принятием Православия возникла традиция давать имя в честь святых. В чем смысл традиции? С точки зрения христианства человек, который носит имя святого, обладает тесной с ним связью. Святой, доказавший свою веру и преданность Богу всей своей жизнью или мученической смертью, теперь с небес помогает человеку на его нелегком жизненном пути, отгоняет бесов, в общем, покровительствует ему. С именем святого младенцу как будто передавались часть святости и силы. Имя святого (церковное имя) для ребенка выбиралось родителями из святцев и давалось священнослужителем при крещении.
Святцы (или церковный календарь) – это список святых, распределенный по месяцам и датам. Каждая дата в таком календаре — церковный праздник — день памяти соответствующего святого. В течение многовековой истории своего существования святцы постоянно пополнялись новыми именами. Теперь Церковь отмечает день памяти какого-то святого практически ежедневно.
Сегодня, как и раньше, в христианских семьях не называют детей случайными именами — имя ребенку дают в основном в честь канонизированных святых. Обычно имя выбирается по святцам или в честь конкретного почитаемого в данной семье святого, подчеркивая свое особое к нему отношение. В день памяти своего святого человек празднует именины.
В один день могут отмечаться памятью сразу несколько имен святых, а также у оного святого может быть несколько имен памяти. Согласно традиции, следует считать «своим» именно того святого, чья память в календаре приходится на сам день рождения или следует за ним.
Современный церковный календарь содержит более 1100 абсолютно разных имен. Значительная часть имен в святцах имеет славянское, греческое и древнееврейское происхождение, есть имена, возникшие благодаря латинской языковой группе. Среди них много таких, которые не только не утратили своей жизненности, но и становятся все более и более популярными. Можно с уверенностью сказать, что церковный календарь – неисчерпаемый источник имен с огромной внутренней энергетикой.
ru.astrologyk.com
Именины сегодня: мужские и женские
Именины – день памяти святого небесного покровителя, именем которого был наречен человек при крещении. Их еще называют Днем Ангела. Именинами считается следующая за днем рождения человека или совпадающая с ним дата памяти святого.
По церковному православному календарю сегодня, 4 июля, отмечается 15 именин: 13 мужских и 2 женских. Список именин поможет в выборе имени для мальчика или девочки, рожденных в этот день.
Сегодня, 4 июля, именины отмечают
Мужчины
Алексей | от древнегреческого имени Алексиос — «защитник» |
Антон | от римского родового имени Antonius, происходящее от древнегреческого антао — «встречаться, сталкиваться», «вступать в бой», «состязаться» или антос — «цветок» |
Георгий | от древнегреческого имени Георгиос, происходящее от георгос — «земледелец», «возделывающий землю» |
Егор | русский вариант древнегреческого имени Георгий — «земледелец», «возделывающий землю» |
Иван | от древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» от древнеиудейского Иоанн — «помилованный Богом» |
Максим | от римского родового имени Maximus — «величайший» |
Никита | от древнегреческого имени Никетас, происходящее от никетес — «победитель» |
Николай | от древнегреческого имени Николаос — «победитель народов» |
Теодор | в переводе с латинского — «дар Божий», «посланник Бога» |
Федор | современная форма греческого имени Теодорос (Теодорос, Феодорос) — «дарованный Богом», «Божий дар» |
Юлиан | от древнегреческого иулос — «пушистый, кудрявый» в переводе с латинского — «из рода Юлиев», «июльский» |
Юлий | от древнегреческого иулос — «пушистый, кудрявый» в переводе с латинского — «из рода Юлиев», «июльский» |
Ян | польская, белорусская и древнерусская формы древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» |
Женщины
Анастасия | женская форма от Анастасий, происходящего от древнегреческого имени Анастасиос — «воскресший» |
Василиса | от древнегреческого имени Басилисса — «царица», «царственная» |
Именины по дням
Именины по именам
АаронАвгустинаАвдейАгатаАглаяАгнияАгриппинаАдамАдрианАзаАзатАифалАкакийАкилинаАкимАлевтинаАлександрАлександраАлексейАленаАлимАллаАнастасияАнатолийАнгелинаАндрейАнисияАннаАнтонАнтонинаАнфисаАполлинарияАполлонАриаднаАринаАристархАркадийАрсенийАрсенияАртемАрхипАфанасийАхмедБогданБорисВадимВалентинВалентинаВалерийВалерияВарвараВарфоломейВасилийВасилисаВениаминВераВероникаВикторВикторияВиринеяВиталийВладимирВладиславВольдемарВсеволодВячеславГавриилГалинаГеннадийГеоргийГерманГлафираГлебГликерияГордейГригорийДавидДаниилДарьяДементийДемидДемьянДенисДжулияДинараДмитрийДоминикаЕваЕвгенийЕвгенияЕвдокияЕвлалияЕвстолияЕгорЕкатеринаЕленаЕлизаветаЕлизарЕлисейЕмельянЕремейЕфимЕфросиньяЗахарЗинаидаЗлатаЗояИбрагимИванИваннаИгнатИгорьИисусИларияИлларионИлонаИльяИннаИннокентийИосифИраидаИраклийИринаИсмаилИяКалерияКапитолинаКатаринаКираКириллКириллаКлавдияКлимКонстантинКристинаКсенияКузьмаЛаврентийЛарисаЛевЛеонЛеонидЛеониллаЛеонтийЛидияЛукаЛукьянЛюбовьЛюдмилаЛюцияМагдалинаМакарМаксимМаксимилианМаргаритаМарианнаМаринаМарияМаркМартаМартинМарфаМатвейМатренаМеланияМилицаМиронМирраМитрофанМихаилМстиславНадеждаНазарНатальяНеонилаНесторНикаНикитаНиколайНилНинаНоннаОксанаОлегОльгаОстапПавелПелагеяПетрПлатонПотапПрасковьяПрохорПульхерияРаисаРафаэльРиммаРодионРоманРостиславРуфинаСабинаСавваСавелийСаломеяСамсонСамуилСараСветланаСвятославСевастьянСеменСерафимСерафимаСергейСимонСоломонСофияСтаниславСтепанСтефанияСюзаннаТаисияТамараТарасТатьянаТеодорТимофейТихонТрофимУльянаУстиньяФаинаФевронияФедорФеклаФеликсФилиппФомаФотинияХаритонЭмилияЭмильЭммануилЭрастЮлианЮлианаЮлийЮлияЮрийЮстинаЯковЯнЯнаЯрополкЯрослав | Перейти |
В день именин человеку желательно посетить храм, помолиться, исповедаться и причаститься. Вечером можно устроить праздничный ужин в кругу близких и родных людей. В качестве подарка на именины подойдет икона, свечи для молитвы, посуда для святой воды, духовная книга.
my-calend.ru